левое

левое

ПОЛИТ.РУ \ ПУБЛИЧНЫЕ ЛЕКЦИИ \ Левые в России и левая повестка

Мы публикуем целую стенограмму лекции-обсуждения одного из основателей Молодежного изнаночного фронта, заместителя директора Института проблем глобализации Ильи Пономарева , директора института "Коллективное действие", социолога Карин Клеман, редактора издательства "Ультра.Культура" Алексея Цветкова , прочтенной 17 ноября 2005 года в клубе «Улица ОГИ» в рамках проекта «Публичные лекции «Полит.ру». этаким образом мы продолжаем ту линию публичных лекций, в каких пытаемся дойти до утилитарного политического самоопределения выступающего (см. лекции , - с одной сторонки, и и кое-каких государственных экономистов – с другой). В этот один-одинехонек мы выясняли основания позиции не раздельного политика, а круглого движения, какое приходит на смену традиционным (вышедшим из КПСС) изнаночным и представляет на руинах полемики между «коммунистами» и «демократами», какая царила в российской политике в 90-е. Социальная, изнаночная повестка дня актуализирована тем, что, будто заявляют, " если лозунгом революции 1991 г. была раздолье, то лозунгом наступающей революции должна стать справедливость " и необходим " левый сверток ". В прошедший один-одинехонек с представителями молодежных изнаночных движений мы столкнулись на лекции Даниеля Кон-Бендита и, похоже, друг корешу не весьма приглянулись. В миновавшиеся выходные Илья Пономарев и Левый фронт подключились к либералам и общественникам в несанкционированном у мэрии Москвы. добросердечный задевай. Когда мы с Алексеем и Карин мерекали об этой лекции, то весьма продолжительно размышляли, в каком формате ее мастерить, до какой детальности изрекать на какие темы, где протянуть филигранную грань между теорией и практикой.ПОЛИТ.РУ \ ПУБЛИЧНЫЕ ЛЕКЦИИ \ Левые в России и левая повестка Основная проблема, какая перед нами стоит, заключается в том, что вся «левая тематика» сопряжена с этаким числом неодинаковых мифов и стереотипов, что расчухать дружок кореша случается весьма нелегко. отчего мы постановили, что я приступлю с того, что испробую разобрать найденное число неодинаковых мифов, какие убирать в обществе, испробую дать определения, что таковское «левые», что таковское «правые», расскажу о том, какие течения наличествуют в мире и в России. позднее я передам слово моим коллегам. Алексей вяще расскажет о «левой» теории и о том, что в этом взаимоотношении суть в мире. Тем более что один-одинехонек из мифов, какой мы жаждем развалить – это миф, что «левые» - это то, что осталось полно в прошедшем, что вся изнаночная дума опирается на то, что было написано более 100 лет назад, и с тех пор в этом резоне ничего не происходит. Карин же испробует разнести другой миф. Она расскажет о нынешнем социальном движении в России, о том, что «левые» - это не единственно бабы и дедушки, какие сходят на улицы наших городов с портретами Сталина, однако еще и нечто другое, свежее, новое. приняться я желаю с самого провокационного спроса, с спроса, какой зарождает здоровейшее число дискуссий. Ответ на него, на самом деле, порождает дискуссии даже в собственно изнаночной сфере. Это проблема о том, что таковское «левые». Я испробую дать несколько точек зрения. мекаю, что даже присутствующие тут мои коллеги будут со мной дискутировать на эту тему. Сколько убирать изнаночных, столько убирать понятий о том, что таковское «левое», а что таковское «правое». Вообще, разделение на «левых» и «правых» родилось во Франции во времена Великой Французской революции в Конвенте: революционеры сидели слева, рутинеры – справа. Причем никакого иного резона в этих понятиях, кроме рассадки в зале, не было. Тогда впервой народ приступили «кучковаться» сообразно своим политическим взорам. эдак родилось «левое» и «правое». Сейчас таковское географическое дефиниция «левизны» и «правизны» порождает огромное число проблем. огромное число мыслителей не единственно слева, однако и справа переводят навалом времени на то, дабы учредить, что же таковское «левое», что таковское «правое». Доходит до того, что, скажем, экий знаменитый человек, будто Александр Гельевич Дугин, дошел до трехмерной картины: убирать слева, справа, убирать низ и венец, убирать полная сфера из неодинаковых политических взоров. навалом политических сил со смешанными взорами – «правые» в экономике и «левые» в политике, и навыворот. Мне индивидуально интимнее итого таковское дефиниция «левых»: изнаночные – это те, кто разделяет идеалы воли, равенства и содружества. убирать народ, какие пробуют определять, что изнаночные – это те, кто выступает за социальную собственность. убирать и таковское дефиниция, что изнаночные – это те, кто выступает за общий прогресс, а левые – те, кто выступает за консервацию имеющегося режима штук. Наконец, самое остатнее дефиниция, какое я слышал, и какое мне весьма показалось, гласит, что изнаночные – это те, кто почитает, что выступления арабов в Париже располагают социальную натуру, а левые – те, кто почитают, что они располагают национальную натуру. В тотальном, все это лишь до обусловленного предела правомочные определения. Они не здоровуще приближают нас к тому, дабы расчухать, что же представляет «левизной» с точки зрения политики, а что представляет повесткой дня левых. С моей точки зрения, ключевые вещи, какие определяют, левый человек или не левый, - это то, будто человек отвечает на шеренга ключевых спросов, какие определяют его ментальность, его касательство к тем или иным политическим событиям. Основное, что отличает «левого» от «правого» - это отрицание какой бы то ни было дискриминации и эксплуатации человека, будь то на национальной, набожной или имущественной основе. Из финального, в частности, вытекает одно из ввергнутых определений: что «левые» выступают за социальную собственность. однако даже тут убирать разночтения. убирать огромное число людей отчетливо изнаночных взоров, какие заявляют, что единый способ избежать эксплуатации и дискриминации по имущественному знаку – это сделать эдак, дабы ни у кого не было никакой собственности, собственность относилась единственно обществу в цельном. убирать и те, кто выступает за незаурядно государственную собственность; убирать таковские, какие допускают одностороннюю частную собственность. Вторая штука, какая представляет определяющей с точки зрения изнаночных – это то, что изнаночные выступают за равновеликие возможности для всякого. По сути, расшифровка слова «равенство» в ряду свобода-равенство-братство. тут во избежание разночтений желал бы особо подчеркнуть, что может быть равенство имущественное, когда у всех одинакий доход, одинакая собственность, а может быть равенство возможностей. Я почитаю, что изнаночные – это те, кто выступает за равновеликие возможности, и из этого вытекает доктрина социальной справедливости, какая начертана на знаменах изнаночных движений. Равенство же имущественное на ранней социалистической стадии – утопия, а в обстоятельствах построения коммунистического общества оно попросту теряет резон по мере отмирания частной собственности. И, наконец, остатняя, весьма царственная характеристика изнаночных – это то, что роднит изнаночное движение с либеральным. Тем более, что, с моей точки зрения, изнаночное движение представляет эволюцией раннего либерализма. Если мы посмотрим, будто родился марксизм, с безупречно философской точки зрения, то несложно прочертим эту линию. У изнаночных и у либералов повальная первостатейная ценность – ценность человечьей жизни, ценность возможности упитанной самореализации всякой личности, ценность индивидуальной воли. единственно изнаночные всецело по-другому расшифровывают, каким образом эта ценность может быть реализована. Если либералы заявляют, что мы сейчас выпустим всякого человека по отдельности, и всем будет счастье, то изнаночные почитают, что единственно опростав общество в цельном, мы можем достигнуть освобождения всякой личности в отдельности. В этом между нами заключена принципиальная разница. малость о том, какие убирать изнаночные течения. Когда мы вещаем «левые», весьма нередко, необычно в России, срабатывает стереотип, что «левые» - это то же самое, что коммунисты. дробнее итого, если у человека на улице справиться “Что таковское «левые»?”, то услышишь: “Левые – это КПРФ”. Чуть-чуть более сведущий в политике человек скажет: “Левые – это КПРФ и «Родина»”. Наконец, бесстрашный боец с режимом из числа либералов добавит к этому списку еще НБП. Однако, на мой взор, ни одна из перечисленных организаций, отчетливо изнаночной не представляет. однако то, что народ их кличут, представляет следствием того, что среди «левых» суть огромное число неодинаковых течений, неодинаковых течений мысли, в каких мы попытаемся разобраться, прежде чем шевелиться отдаленнее. Самое бессчетное линия изнаночных – марксистское (т.е. те, кто разделяет классовую теорию Маркса и стоит на материалистических позициях). Его многие почитают и один-единственным, вожделея случаются изнаночные немарксисты, а уж после распада СССР быть изнаночным немарксистом стало даже модным. Марксисты внутри себя подразделяются на огромное число более неглуб/оких течений и групп, начиная от крупного деления (социал-демократы, социалисты и коммунисты) и заканчивая более неглубокими тенденциями. Социал-демократы – это течение, какое представляет наиболее респектабельным, институционализированным с точки зрения парламентских институтов в неодинаковых странах: мы знаем образчики Германии, Англии, скандинавских местностей и т.д.  Существует интернациональное общество эсдеков – Социнтерн. Суть социал-демократии – вера в возможность построения социализма эволюционным путем, путем последовательного реформирования капитализма, используя парламентские методы борьбы. отчего эсдеки участвуют в выборах, достигают каких-то итогов в парламентах и пробуют в плоде небольших реформ, уступок, подвижек сделать мир законнее, незапятнаннее, ладнее, льстясь на то, что таковское общество перерастет в общество социалистическое. В России влиятельных эсдеков нет; СДПР (ранее Горбачев, сейчас Кишенин) будет скорее на изнаночном фланге и дерется за «рынок с человечьим лицом» (хотя питерская группа молодых социал-демократов весьма толковая). На самом деле интимнее итого к социал-демократическому течению КПРФ, вожделея эта партия сроду в этом не сознается. Из коммунистических течений можно выделить несколько. Прежде итого, это хватает широко представленное у нас в палестине сталинистское течение, вожделея перечень партий и движений, какие глядят к рядам сталинистов, полноте нелегко отчетливо прозвать из-за полноте максимального бардака в этом течении. Троцкисты, скажем, заявляют, что КПРФ – это сталинистская партия, однако она экий, на самом деле, не представляет. Сталинистской с найденной натяжкой можно прозвать вторую по величине коммунистическую партию России, РКРП-РПК. отчетливо сталинистской можно прозвать партию Нины Андреевой, ВКП(Б). однако, будто правило, это хватает чуточные группы. вытекает подчеркнуть, что сталинисты – это не прерогатива России. В мире убирать цельный шеренга влиятельных изнаночных сталинистских сил, будто в местностях бывшего соцлагеря, эдак и за его пределами, скажем, в Греции. Сталинистов отличает повышенная вера в здоровое сторона будто ключевой инструмент для построения социализма. Антиподы сталинистов – это троцкисты. Если сталинисты выступают за здоровую Россию, за возвращение к временам, какие у нас были в 30-40-х гг., за социалистический и в то же времена державный патриотизм, выступают против идеалов демократического норова, то троцкизм представляет крайне изнаночным течением. Идеал троцкистов (скажу, вожделея меня, знать, за это будут критиковать коллеги) – это военный коммунизм 1918 г.  приверженцы этого течения отвергают возможность построения социализма в врозь взятой палестине. Троцкисты заявляют о том, что необходимо всеми силами домогаться скорейшего исполнения всемирный революции (естественно, революции социалистической). Если социал-демократы соединены в Социнтерн, то троцкисты тоже в интернациональном масштабе пробуют объединяться в организацию IV Интернационала. На эту тему убирать даже анекдот: два троцкиста – партия, три троцкиста – раскол, четыре троцкиста – это интернационал. эдак оно в жизни реально и происходит. Четвертых Интернационалов в мире суть весьма огромное число, реального единства не получается, потому что непримиримый догматизм приводит к возникновению на гладком месте несчетных поводов для образования фракций и расколов. Недавно мы были свидетелями одного из расколов в российском троцкистском движении, причем предлогом для этого было касательство к спросу, позволительно ли дружить с ливийским посольством в России. таковая ситуация приводит к тому, что вроде бы грамотные марксисты и отважные революционеры оказываются неспособными решать элементарные организационные спросы, и в течение многих лет остаются небольшими локальными сектами. наличествуют крайние изнаночные марксистские течения иного субъекта, скажем, маоисты (в России они представлены в весьма куцем количестве). наличествуют и более умеренные течения, скажем, социалисты или еврокоммунисты. остатние проступили в Европе в 60-х гг. Они с теоретической точки зрения опирались больше на наследство, какое кинул Антонио Грамши, а организационным толчком для развития еврокоммунизма был 1968 г.: события во Франции, ввод советских войск в Чехословакию и т.д.  Еврокоммунисты – это демократические изнаночные, какие стоят на марксистских позициях, однако не желают ассоциироваться с тем, что выходило в Советском альянсе. Они более умеренные, чем троцкисты, вожделея также никудышно глядят к личности Сталина и сталинизму будто явлению. однако самое массовое, самое классическое коммунистическое движение – это движение ленинистское, какое опирается на идеалы большевизма, Октябрьской революции. Среди марксистов-ленинцев нету исчерпывающего единства, кой-какие подвергают найденной ревизии то, что выходило во времена Советского альянса, считая сталинизм отходом от идеалов ленинизма. Горбачев даже в 80-е гг. породил таковское линия, будто «социализм с человечьим лицом». мекаю, большинство ленинцев и сейчас разделяет резон подобного термина, вожделея сам он режимом скомпрометирован своим автором. остатнее, что бы я выделил из числа марксистских течений – это линия приверженцев т.н. госкапитализма, или госкаповцы. В это течение входят марксисты из неодинаковых групп. Они опираются на теорию государственного капитализма и заявляют о том, что переход к социалистическому обществу вероятен сквозь тотальное огосударствление, в рамках капиталистического порядка и капиталистических взаимоотношений. Коснемся максимального числа прочих, немарксистских течений. Они сами заявляют, что не марксисты, вожделея, на мой взор, на 95% исповедуют марксистские подходы, и зачастую гораздо изнаночнее не единственно социал-демократов, однако и многих коммунистов. Я не буду вклиниваться в них хватает полно, скорее, попросту означу, дабы мы разумели спектр, с коим мы обладаем девало. Во-первых, это неодинаковые анархистские течения: анархо-синдикалисты, анархо-коммунисты,


Похожие записи:

Последнии записи

Популярные записи

Hosted by uCoz